Кто блокирует строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Анализирует Станислав Тарасов
«Турецкий информационный сайт Rayhaber сообщил о приостановлении строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) . Как сообщил в этой связи депутат от главной оппозиционной Республиканской народной партии Турции Энсар Огют, число работников сформированного в Карсе по инициативе министра транспорта Бинали Йылдырымом подразделения «Центр вызовов» сократилось до 20 человек», - об этом говорится в статье Станислава Тарасова, опубликованной на сайте ИА «REX».
В публикации сказано, что турецкий депутат при этом заметил, что для эффективной работы нужны сотни людей, а работают – 20. «Приостановление строительства этой железной дороги, именуемой “воротами Кавказа”, вызывает сожаление»,– заявил журналистам парламентарий. По его же словам, «в 2013 году программа возобновления железной дороги провалилась и фактически становится сомнительным то, что даже в 2014-2015 годах это станет возможным».
Это заявление турецкого парламентария звучит странно и сенсационно, отмечает Тарасов. Еще совсем недавно, 17 апреля в Тбилиси прошло первое заседание грузино-турецкой комиссии содействия строительству железнодорожного тоннеля на участке железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс. Стороны договорились по вопросам осуществления мероприятий по строительству тоннеля и обговорили конкретные планы «в связи с ускорением имплементации проекта».
В статье напоминается, что проект железной дороги БТК активно разрабатывается Азербайджаном, Грузией и Турцией со второй половины 90-х годов прошлого века. Он предусматривает строительство 124 км железнодорожных линий – 92 км от Карса до турецко-грузинской границы и 32 км по территории Грузии.
«По масштабности заложенных в этот проект геополитических смыслов этот проект сопоставим разве что с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Причем турецкая и грузинская стороны предполагали, что железнодорожная магистраль Карс – Тбилиси станет одним из важнейших участков нового Шелкового пути, частью международной программы ТРАСЕКА. Но проект не был включен в эту программу, а в США через Конгресс был проведен закон, запрещающий американским компаниям принимать участие в его финансировании», - отмечает Тарасов.
Как сказано в публикации, в конце мая 2006 года во время переговоров в Анкаре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым тогдашний министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль заявлял, что интерес к участию в этом проекте выражали даже частные железнодорожные компании Казахстана, хотя при этом турецкая сторона не исключала присоединения к проекту и Армении. «Любопытно, что реакция Ильхама Алиева на это была позитивной, в то время, как Тбилиси считал, что в случае присоединения к этому проекту Армении его реализация теряет изначальный геополитический смысл, поскольку уже существует недействующая по политическим мотивам железная дорога Карс – Гюмри, соединяющая Турцию с железными дорогами Закавказья. Кстати, Армения тогда предлагала Турции и Грузии транспортировку через свою территорию их грузов без взимания какой-либо пошлины», - говорится в публикации.
В итоге, строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс дороги началось в 2008-м году. Затем, после российско-грузинской войны, оно было приостановлено, однако в 2010-м вновь возобновилось. В 2011 году Азербайджан, подписав соглашение с Грузией, в 3,9 раза увеличил ей государственный кредит на строительство грузинского участка железной дороги БТК. И вот вдруг глава МИД Майя Панджикидзе во время встречи глав МИД стран НАТО и партнеров блока предложила НАТО перевозку грузов и войск из Афганистана по железной дороге БТК.
«Мы всегда говорим об этом с нашими партнерами из НАТО. Впервые эта инициатива была озвучена премьер-министром на встрече с генсеком НАТО. Интерес к этому участку железной дороги очень высок. Глава МИД Турции тоже отметил, что это — совместный проект трех стран, который может быть интересен НАТО. Когда после 2014 года начнется вывод из Афганистана военных и перевозка грузов, это наикратчайший и льготный путь. Поэтому это было положительно воспринято. Убеждена, что это предложение станет приемлемым для НАТО», - сказала Панджикидзе.
По мнению Тарасова, это наводит на мысль, что инициатива блокирования проекта железной дороги БТК принадлежит все же Западу. Правда, ранее «игру» пытался испортить лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. «Строительство железной дороги вызывает много вопросов, - заявлял он.- И от реализации этого проекта на первом этапе пострадают не только порты Поти и Батуми, но и основная железная дорога Грузии, транспортировка грузов по которой будет снижена».
Правда, сказано в статье, впоследствии это проблема во взаимоотношениях между Тбилиси и Баку вроде бы была снята. «Тем не менее, Тбилиси стал проявлять активность в разыгрывании армянской “карты”. Глава правительства Грузии Иванишвили, вдруг, заявил, что одной из целью его недавних визитов в Баку и в Ереван являлась “попытка примирения сторон”, о точнее “дрейф в сторону от Баку”, что и стало вызывать его соответствующую реакцию. Потому, что Тбилиси стал рисовать интригующие геополитические кружева», - говорится в публикации.
В этой связи бакинская газета «Эхо» цитирует заявление ректора Дипакадемии Грузии С.Цинцадзе: «Если в интересы Армении будет включено сделать шаг для разрешения нашего конфликта, то по тем же критериям из интересов Грузии будет исходить решение проблем Армении».
То есть, как отмечает автор, Еревану намекают на отказ от потенциального признания независимости Абхазии и Южной Осетии, предлагая взамен отказ от блокады и присоединение его к региональным экономическим проектам. При таком ходе событий Ереван должен будет изменить и свое отношение к Степанакерту, сказано в статье. И тогда, как полагает бакинский политолог Расим Агаев, можно будет приступить к осуществлению американского проекта – «Большой Южный Кавказ», в котором «Турция с благословения США будет позиционироваться в качестве региональной державы», потому, что «возможности России в регионе будут резко ограничены».
«Пока же реальность в том, что в силу разных причин Грузия и Азербайджан утеряли контроль над своими бывшими территориями, и что процесс распада их государственности еще только начинается. Как признает Иванишвили, “на Южном Кавказе перспективы решения конфликтов пока не видно, и все еще остается опасность их возобновления”. А туда где стреляют, или где собираются стрелять, средства не вкладывают», - резюмирует Станислав Тарасов.